среда, 2 мая 2018 г.

Вернуться из ссылки в Сонную Лощину посредством Зла

«Почему в мировой литературе так любят сон? Почему именно в русской литературе сон станет одной из основных и чуть ли не центральных тем? Почему многие учёные именно во сне будут буквально прозревать и находить ответ на свои вопросы к Природе?»
Из анонса радиопередачи Е. Жаринова и И. Кленской « Лабиринты. тайны: Сны»


Целью данного поста является раскрытие непопулярной точки зрения на определённые ценностные ориентиры в психотерапии, не принятые в клинической среде, на эмпирическом примере аутоанализа сновидения автора статьи. 
Целью предыдущего абзаца являлось достижение двойного результата:
1)
 принудительно прекратить прочтение материала теми индивидуумами, чьей воли может хватить только на закрытие статьи после прочтения данного абзаца, в результате избежать лишних комментариев под публикацией;
2) принудительно прекратить прочтение статьи теми индивидуумами, чьей ментальной установкой является догматическое убеждение о том, что чужие сновидения не могут быть интересны никому принципиально; такой сорт людей склонен игнорировать реальность ( к примеру факт, что автор статьи неоднократно проводил групповые занятия по сновидениям и даже полугодовой еженедельный курс, в котором все участники дошли до завершения ) и любое опровержение своего мнения считать подтверждением оного, в результате под публикацией могли бы появиться лишние комментарии.
Целью предыдущего абзаца являлось донесение мысли, что автор рад пообщаться в комментариях с адекватными людьми, рискующими самостоятельно мыслить, и даже просит их не стесняться выражать свой взгляд ( пусть и противоположный ) на проблему, освещаемую в данной статье. 
Целью предыдущего абзаца являлось подчёркивание необходимости хмурых мер, направленных на отдуршлачивание лишнего балласта, мер, именуемых в народе злом. Мысль эта, наконец-то, уже имеет самое прямое отношение к излагаемому материалу. Смиренный автор просит прощения у терпеливого читателя за столь долгие, хоть и незаменимые средства предосторожности. Клиповая мода на мгновенный результат фрустируется прямо Здесь и Сейчас.
Что ж: теперь, когда мы, наверное, просеяли сквозь сито нудного текста деревянномозглых недобуратин, и они отправились в сад своей собственной ( то есть общей для всех ) нищеинтеллектуальной виртуальной реальности, можем позволить себе свободу начать рассуждать на простейшую, в общем-то, тему: необходимость зла в современной культуре. Итак! 
Сон Мастера Ци с моментальными вкраплениями анализа, дабы избегнуть Скучающей Лощины безразличия премногоуважаемого читателя ):
Итак. Сюжет прост: нечто вторгается извне и мешает психотерапии. Сюжет не нов. Как известно искушённому читателю, если что-то в сновидении, где сновидец захвачен потоком происходящего и не в силах осознать сам себя и заметить, что спит ( намёк на текущее состояние читателя ), если в сновидении нечто вторгается извне, значит, оно не просто нечто, а уже Иное сновидца и, значит, оно принадлежит самому сновидцу, и непосредственная очевидность извнеприходящести только мнима.
Заметь, дорогой читатель, как мнимость сродни со мнением, вот, почему мнение не стоит ничего, ведь оно ничтожно по существу, но по объёму, конечно, заполняет всё диалоговое пространство, заляпанное двумя и больше монологами «собеседников», глухих и даже немых, закрытых для нового реагирующих людей, пассивно цепляющихся за свои позиции. 
То есть мы будем писать/читать изложение сюжета сна и подразумевать, что зло ( а Иное часто зловредно ) принадлежит сновидцу, хоть и исторгается им в подсознание в малоконструктивной попытке отождествляться с добром. Итак…
Снится ( пассивная реактивная позиция сновидца ) мне, что вторгается в мою жизнь призрак из «Сонной Лощины» ( в его роли Кристофер Уокен ). Сразу напомню тэглайн фильма: «Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?» Готические ужасы коммерческой современности как бы намекают нам о тщетности использования собственных возможностей отчуждённости. И правда: сколь бы я не запирался в сновидении, призрак с заточенными зубами так и влезал в помещение, где я работал терапевтом. 
Тема влезания/просачивания/неудержимоговтекания/проникновения/вторжения, тема насильственного фаллического преследования в сновидениях не нова. С детства я старался закрыть в квартире бабушки дверь, но пыльная тряпка с порога всё же отвоёвывала сантиметры и постепенно переламывала моё сопротивление, протекая в дом, неся в благопристойную семью уличную грязь. В юности львы врывались в уютное мое жилище и располагались, как у себя дома, довольные собой, алчные до драк, свирепыми когтями своими потрясающие мой мир. Медведь, чёрный огромный, гонялся за мною, снося все препятствия на пути, но его я научился обманывать, просыпаясь в ужасе, спасаясь ото встречи со своим Иным.
Теперь призрак в исполнении Уокена выждал очередь вылететь из бессознательной бутылкиТакого не провести. От него неможно трусливо проснуться. Фредди Крюгером он проникает в коллективную будничную реальность вслед за мной из сна. Расслабишься, а Чужой на корабле. «У нас гости!» 
Идеальный кинозлодей. Кстати, ещё и книгозлодей: у Пелевина в его «iPhuck 10» этот господин ночным кошмаром несётся на своём апокалиптическом жеребце, чтобы ( Внимание! Стоп! Дальше тем, кто хочет прочесть этот роман: сейчас будут спойлеры! Пропустите этот абзац! ) бла блаблабла бла блаблаблабла бла бла бла блабла блаблаблаблаблаблаблаблабла бла блаблаблабла блаблабла бла блаблаблабла блаблабла бла.
Чтобы убить главную героиню. Настигающий демонический любовник. Мужчина из Ада ( проактивная позиция агрессора ). Помните, чем завершается его история в кино? Он хватает ( снова спойлер! ) ведьму и, кроваво целуя её, уносит в Преисподнюю, верша справедливость. Куда-то сегодня ночью вознамерился призрак и меня унести. Меня, или… я был не один, а с клиентами, пришедшими на терапию. Всё, происходящее между людьми, происходит между ними, касается обеих сторон, и любое скидывание ответственности на одну из них, любое манипулятивное вызывание чувства вины с помощью демонстрации чувства обиды, любое указывание, а-ля «Это всё он(а)!» есть инфантильная тактика, влекущая за собой кровавый поцелуй мистической расплаты. Добро пожаловать в реальность: на чужом горбу можно въехать лишь во Ад. Так что любые отнекивания от происходящего при тебе — ложь. Потому-то клиентов моих на сто процентов касается оскал призрака, ровно так же, как и меня. Если кому-то снится сон про меня, то лучшее, что я могу в связи с этим — внимательно выслушать сюжет и впустить в жизнь свою Новое.
Коли уж пошла такая пьянка, на закуску вгрызёмся острыми зубами в слово «клиент». Клиент (от лат. cliēns — «подопечный») — юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами другого физического лица или компании. 
Вгрызёмся острыми зубами в слово «услуга». Служить, значит помогать, поддерживать. Ведь именно этого хотят клиенты психотерапевта, правда? Поддержки, помощи. Того же самого хотят клиенты, квалифицированно потребляющие образовательные услуги, верно? Что ж, услуга — дело хорошее/благородное/прибыльное. Услуга подразумевает работу только одной стороны, а вторая — потребляет результат услуги, не неся ровно никакой ответственности за результат услуги и за результат потребления результата услуги. Говоря по-человечески, услуга не предполагает сотрудничества. Если ты потребитель, у тебя никакой власти и с тебя никакого спроса. Возьми таблетку и проглоти, жевать не обязательно — она без сахара. Ну, как самочувствие? Добро пожаловать в рай на чужом горбу, с вас 72 евро.
Услуга — это игра в одни ворота, за неё в виде похмельной расплаты приедет конный коллектор проценты требовать. Если б я за каждый упрёк про незаботливого себя, непинающего себя, нелечащего, неисправляющего, неберущегоинициативу на себя себя брал по 72 евро, то был бы уже европеоидным миллионером. Но я беру деньги за другое — за сотрудничество. И это возмущает клиентов. Вернёмся к осмыслению понятия «клиент»: 
«Слово происходит из Древнего Рима, так называли зависимых обедневших людей, находившихся под покровительством богатых и влиятельных сограждан, патронов. Клиенты пользовались землями своих покровителей и сопровождали их на Форуме, поддерживали на выборах и служили на войне под их началом. При этом патрон обязывался защищать своих клиентов в случае судебных разбирательств или выкупать членов их семей, попавших в зависимость, поддерживать их минимальные жизненные потребности. Клиентские обязательства зачастую передавались по наследству. Данный вид отношений скреплялся клятвой обеих сторон. Освободиться от неё клиент мог лишь в том случае, когда император выступит поручителем выполнения обязательств перед прежним патроном.»
Из статьи «АиФ»
Клиент по сути — раб, называющий себя свободным. О каком сотрудничестве может идти речь, если рабы ничего не знают о труде? Они умеют работать, они умеют унижаться, каждый раб потребляет заветную общую мечту о том, как он будет унижать; но рабы не могут трудиться. Труд есть целеполагание, а у раба не может быть собственной цели, только цель хозяина, человека, от которого он зависит
Клиенты жаждут целей извне. Инициативы извне. Чувств извне, мыслей извне, самостоятельности, понимания, ответственности, решительности извне. И да: они готовы за это платить деньгами. А платить за то, что я предлагаю, готовы свободные независимые. Я предлагаю присваивать и усваивать всё то содержание, что наивным представляется привходящим извне. Так же и себе —предлагаю усваивать то, что приснилось как внешнее, к примеру, призрака на чёрном коне. 
Это я. Я есть то зло, что мешает терапии, вторгается в безопасное помещение, выламывая дверь, разбивая окна. Я — зло с той стороны, у меня острые хищные зубы и выпученные всевидящие во тьме глаза. Полон силы, не сплю тогда, когда все спят, хоть и сидят на психотерапии, и терапевт, и клиент. Я пришёл с миром. Тот ужас, с которым они сталкиваются, не позволяет им заснуть и успокоиться, этот ужас намекает им про Ад, про безжалостную реальность Жизни. Безжалостная жестокость напоминания, что они ещё живы. Я несу ужас в своих распахнутых глазах, и он наполняет меня солнечной божественной мощью, этот животворящий ужас испепеляет любую скуку, забирающую интерес к существованию. 
Ужас перед правдой. Правда в том, что есть я, несовершенный, незнающий, неумный, ошибающийся, лажающий, терпящий неудачи. И в том правда, что есть передо мной человек — точно такой же неидеальный. И только в такой ситуации возможен диалог, осмысленный разговор свободных людей. Осмысленность вершится сквозь неопределённость, тревогу, гнев, сомнения и отсутствие гарантий на успех. Это ужас пробуждения. Рождения.
Я одновременно боюсь и вожделею этой жестокости к себе и к человеку рядом. Признаться, очень тянет ( страдательная претерпевающая пассивная позиция ) занять такую асану святого уравновешенного гуру, всепонимающего, благорастворённого. Как уютно в милостивом кресле, так спокойно, так слипаются глаза, и уж незачем жить! Вожделение жестокости — алчность к жизнисмыслу, творчеству. 
Вожделение жестокости — алчность к правде. В жизни нет места непосредственному. Всё вершится через что-то, всё имеет процесс, следовательно, жизнь и есть процесс. Я есть процесс, ты есть процесс, наше общение — тоже. Невозможно прийти к другому человеку, равному тебе и просто вот так без процесса узнать себя. Тем более, невозможно без посредства процесса поменять свою жизнь на более новую версию, IExistence 10. Процесс есть посредник между точками А и Б, и у этого медиума ужасающее лицо с невесёлым оскалом.
Необходимо сталкиваться с Иным. Каждому со своим, поэтому никакой мудрейший не сможет заранее предсказать, как и когда Оно случится. У терапевта за его спиной скалится собственный Чужой. Проглядывает его оскал сквозь вежливую улыбку специалиста, и глаза безумно распахиваются чрез внимательный ленинско-афинский прищур. Кстати, об Афине. 
В сновидении я попытался скрыться от призрака и перенести место работы. Сделав хитрый ход, обманул его и покинул свою дислокацию. Не так важно, каким образом я это сотворил, как то, каким он переиграл меня. Противник подошёл к моему верному другу и велел передать мне, что от него не скрыться. Друг, оставшись один, побежал сообщить это, а призрак запросто превратился в сову и неслышно полетел над ним прямиком ко мне в наступающем вечернем сумраке.
Так что делаю вывод: иное настигнет меня посредством друзей и мудрости ( занятия философией не спасают от жизни ). Да, Иному тоже необходимо опосредование, так как Оно — тоже процесс, так как Оно — часть жизни. Оно тоже не вдруг. Непосредственное чудесное вдруг не бывает даже в сновидениях, такова се ля ви. Жестокая штука, жестокий труд.
Клиенты приходят за чудом, а свободные люди — за правдой, где жизнь происходит прямо сейчас, где за детскими чудесами прячется взрослый труд, где потерянную силу получится найти в сфере Отрицательного, где по-инфантильному просто уже не будет, где мир ужасен и прекрасен одновременно, где у каждого есть свой зов и проявляется он через вызовы. Которые, разумеется, можно игнорировать, закапываясь в работу живьём. Мы свободные люди, никто за нас решать не будет. Благословение/проклятье. 
Целью вышенаписанного является демонстрация базовых потребностей жизни человека, каковые соотносятся с иерархией пирамиды А. Маслоу в точности до наоборот. Мы, разумеется, говорим о свободном человеке, а не об исковерканной копии в виде раба. Когда-то переход к рабовладельческому строю был прогрессивным и высвободил колоссальный резерв времени. Но так успешно внедрённый режим рабства по сей день не уходит из голов семи с половиной миллиардов обитателей нашей планеты, и нам необходима жестокая правда о себе, чтоб мы понимали нашу природу и брали власть над своей жизнью.
Целью предыдущего абзаца является ознакомление читателя с реалиями нашего мира: всё есть процесс ( к примеру: познавание, открытие истины ), и результаты суть всего лишь секунды вечного процесса, а вовсе не каменные недвижимые статуи, замершие в веках. Короче, фиксация — самообман раба, а свобода — текучесть с широко распахнутыми глазами и милой улыбкой, полной острых зубов. Мы с вами являемся не просто реками, каждый со своей судьбой, а ещё и все вместе являемся великим течением, включающим наш родник в родном болотце и и океан, в который мы впадаем бесконечно. 
Резюме: целью предыдущего абзаца и всей вышенаписанной статьи является развёртывание точки зрения автора ( каковой вовсе не претендует на всеобщесть и абсолютность таковой ) на предмет психотерапии, включающий в себя свою причину и цель — стремление человека к свободе самопорождения
P. S. И если я как терапевт задумаю перепутать свободу с произволом и в естественной алчности к накоплению и стяжательству проигнорирую такую человеческую потребность, то однажды ночью появится конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И схватит он меня, и вопьётся от зубастым ртом своим в мои безвольные губы, и прольётся кровь, и унесёт он меня в Ад, которого я так успешно и позитивно умел избегать в непосредственной наивности своей. 
Артём Циома ( Мастер ЦИ ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий